Задачи статистики в пакете SPSS

Информация Нумизматика у нас.          

17.1 Одномерный дисперсионный анализ

Однофакторный дисперсионный анализ (без и с повторными измерениями) уже рассматривался в главе 13, поэтому мы сразу обратимся к многофакторному дисперсионному анализу.

Так как дисперсионный анализ очень часто находит применение в области психологии, то первым примером и будет пример из этой области. В четыре различных момента времени 27 испытуемых были подвергнуты тесту на внимательность. Причём для каждого испытуемого регистрировался пол и возраст. Собранные значения представлены в следующей сводной таблице.

С



А

M1

М2

М3

М4

С

А

М1

М2

МЗ

М4

1

1

16

18

21

20

1

3

8

11

12

12

1

1

17

19

18

22

2

1

17

18

20

21

1

1

15

15

17

18

2

1

15

15

18

17

1

1

16

17

18

19

2

1

16

17

17

18

1

2

15

16

20

18

2

2

15

18

19

21

1

2

16

19

18

20

2

2

17

20

21

22

1

2

13

14

16

17

2

2

14

16

17

20

1

2

14

14

15

17

2

2

14

14

16

18

1

2

15

16

16

18

2

3

12

11

14

15

1

3

13

14

15

16

2

3

10

12

13

14

1

3

14

17

16

19

2

2

10

10

11

13

1

3

13

13

15

16

2

3

9

10

12

11

1

3

10

11

11

11

2

3

10

9

12

13

1

3

9

10

10

13

Полу (G) соответствуют коды: 1 для мужского и 2 для женского; возраст (А) представлен тремя возрастными группами. Испытуемым в возрасте до 30 лет соответствует код 1, испытуемым в возрасте от 31 до 50 лет — код 2 и испытуемым в возрасте свыше 50 лет — код 3. Четыре показателя внимательности соответствуют переменным М1-М4.

При помощи этого примера мы рассмотрим, во-первых, одномерный дисперсионный анализ без повторных измерений и, во-вторых, одномерный дисперсионный анализ с повторными измерениями. Одномерный дисперсионный анализ без повторных измерений может быть проведен как при помощи общей линейной модели, так и при помощи классического метода Фишера.

Содержание раздела